Объекты культурного наследия в поселке МПС

По заявке ВООПИиК один из домов в поселке МПС - старинный станционный дом включен в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

Это значит, что с ним теперь ничего нельзя делать до проведения историко-культурной экспертизы, которая должна будет подтвердить или опровергнуть его ценность. Соответствующее уведомление Минкультуры МО уже выслало в Красногорскую администрацию.

Просьба помочь нам в мониторинге ситуации на предмет сноса данного здания или возникновения других непредвиденных ситуаций типа пожара, которые так часто встречаются в исторических зданиях мешающих застройщикам.

Ниже представлена выдержка из заявки ВООПиК о рассмотрении статуса данного объекта.

mps-old.jpgМосковско-Виндавская железная дорога строилась в 1898 – 1901 годах для соединения центральных регионов Российской империи с незамерзающим портом Виндава (ныне Вентспилс) на берегу Балтийского моря. Рост внешнеторговых связей России с европейскими странами вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Балтийского моря, в том числе Московско-Виндавской железной дороги, связавшей Москву с портом Виндава (ныне –Вентспилс).

Высочайшее разрешение «построить железную дорогу нормальной колеи, протяжением около 1030 вёрст для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой через Великие Луки, станцию Штокмансгоф или иную станцию Риго-Орловской железной дороги и через Туккум» было дано 21 мая 1897 года частному обществу Рыбинской железной дороги, которое с этого момента получило название «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Строительство дороги началось весной 1898 года под руководством Главного инженера С.А. Штольцмана.

Временное движение поездов на участке Ржев – Москва-II (ныне – станция Подмосковная) началось 2 июля 1901 г., правильное (регулярное) движение поездов по линии Москва – Виндава открылось 11 сентября 1901 года. Московско-Виндавская железная дорога была построена однопутной, для пропуска встречных поездов на определённом расстоянии друг от друга устраивались разъезды.

После революции Московско-Виндавская железная дорога неоднократно меняла свое название: Московско-Балтийская (1922), Московско-Белорусско-Балтийская (1923). В 1936 году Московско-Белорусско-Балтийская дорога была разделена на Западную и Калининскую железные дороги. Линия, проходящая через Красногорский район, относилась к Калининской железной дороги с управлением в городе Ржеве. В 1959 г. участок Москва – Шаховская передан Московской железной дороге, в составе которой находится и в наше время.

В годы Великой Отечественной войны Рижское направление было местом напряжённых боёв с немецкими войсками. Станции и посёлки Дедовск, Снегири, Истра, Волоколамск и др. стали важнейшими объектами, обеспечивавшими передвижение и снабжение войск, с ними связаны ожесточённые бои на подступах к Москве. Близ разъезда Дубосеково совершили свой подвиг герои-панфиловцы. Расположенные дальше от Москвы станции Ржев, Великие Луки, Новосокольники стали центрами крупнейших войсковых операций, связанных с изгнанием немецких войск за пределы Советского Союза. В ходе этих боёв было уничтожено подавляющее большинство исторической деревянной застройки Московско-Виндавской железной дороги.

Станция Павшино находится в 21 версте (22 км) от Виндавского (ныне Рижского) вокзала Москвы. В 1901 г. она была открыта как разъезд, но уже в 1902 г. потребовалось расширить её, превратив в станцию IV класса со значительной грузовой работой. С 1902 по 1907 г. грузопоток по станции увеличился более чем в десять раз: прибыло грузов в 1902 г. – 76 722 пуда, в 1907 г. – 1 936 353 пуда, отправлено в 1902 г. 393 139 пудов, в 1907 г – 910 612 пудов грузов.

В связи с развитием станции Павшино на ней был построен деревянный вокзал с низкой пассажирской платформой (не сохранился) и служебные жилые дома для сотрудников станции, также деревянные. Здания строились по типовым и индивидуальным проектам.

В 1945 году началась реконструкция участка Москва – Нахабино Калининской железной дороги с пуском взамен поездов на паровой тяге пригородных электропоездов.

В наше время Павшино продолжает оставаться станцией IV класса. В результате процессов, происходивших при реконструкциях станции и прилегающей к ней территории была утрачена практически вся её историческая застройка за исключением жилого дома для сотрудников станции, расположенного по адресу: Московская область, город Красногорск, 1-й Железнодорожный тупик, дом 6. Жилой дом отмечен на плане станции Павшино 1907 г.

Жилой дом представляет собой Н-образное в плане деревянное одноэтажное здание, ориентированное вдоль железнодорожных путей. Здание используется по своему первоначальному назначению (является жилым домом), сохранило объёмно-планировочную структуру, уцелели многие детали его декора: обшивка из профильной вагонной доски двух типов (горизонтальные и вертикальные ряды обшивки), резные наличники, деревянные украшения крыши, оригинальные филенчатые двери, оконные заполнения. Сохранившийся декор является характерным для всех деревянных построек Московско-Виндавской железной дороги, как гражданских, так и технических. Сохранилось не менее четырёх печей.

Здание является ценным образцом жилой застройки исторической Московско-Виндавской железной дороги и заслуживает присвоения ему статуса объекта культурного наследия регионального значения.