Исковое заявление жителей поселков близ ст.Аникеевка в суд г.Красногорска

По обращению жителей поселков близ ст.Аникеевка опубликован текст икового заявления в суд г.Красногорска. Жители пытаются сохранить от уничтожения ценнейшую экосистему реки Липка близ д.Аникеевка, а также обеспечить проход к береговой полосе реки.

Ответчик: ООО «Авест»

115516, г. Москва, ул. Промышленная, д. 11, корп. 3

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

25.03.2014 г. ООО «Авест» было получено разрешение на строительство комплекса 5-8 этажных жилых домов с подземной автостоянкой и встроено-пристроенными нежилыми помещениями № RU50505102-442. Также ООО «Авест» были получены Решения: № 50-09.01.01.015-Р-РББВ-С-2015-02218/00 о предоставлении водного объекта (части реки Липки, расположенной вблизи ул. Аникеевской, мкр.Опалиха, г. Красногорск, Московская обл.) в пользование для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов и № 50-09.01.01.015-Р-РЛБВ-С-2015-02219/00 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы № 50-1-4-0085-14 от 03.02.2014 г. относительно строительства комплекса 5-8 этажных жилых домов по адресу Московская область, г. Красногорск, мкр.Опадиха (далее – экспертиза 1), отведенные под строительство первой очереди земельные участки площадью 6,083 га (под строительство жилого комплекса) и 0,217 га (под строительство водозаборного узла), входят в состав территории общей площадью 19,333 га, из которых:

1) земельный участок общей площадью 14,154 га – для малоэтажного и среднеэтажного строительства. Согласно экспертизе 1 (стр. 1-2), данная площадь состоит из пяти участков, принадлежащих ООО «Авест» на правах собственности, а именно:

- земельный участок площадью 93 280 м2 с кадастровым номером 50:11:0000000:62 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ № 154190 от 05.03.2012 г., номер записи государственной регистрации в ЕГРП № 50-50-11/128/2010-103 от 21.01.2011 г.) (далее – участок 1);

- земельный участок площадью 17 110 м2 с кадастровым номером 50:11:0040109:262 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ № 154189 от 05.03.2012.г., номер записи государственной регистрации в ЕГРП № 50-50-11/128/2010-102 от 21.01.2011 г.) (далее – участок 2);

- земельный участок площадью 12 990 м2с кадастровым номером 50:11:0040109:263 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ № 154188 от 05.03.2012 г., номер записи государственной регистрации в ЕГРП № 50-50-11/128/2010-101 от 21.01.2011 г.)(далее – участок 3);

- земельный участок площадью 9 080 м2 с кадастровым номером 50:11:0030309:165 (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-АГ № 697490 от 22.05.2012 г., номер записи государственной регистрации в ЕГРП № 50-50-11/068/2010-290 от 19.08.2010 г.)(далее – участок 4);

- земельный участок площадью 9 080 м2 с кадастровым номером 50:11:0030309:166 (свидетельство о государственной регистрации серии 50-АГ № 22.05.2012 г., номер записи государственной регистрации в ЕГРП № 50-50-11/078/2010-112 от 19.08.2010 г.)(далее – участок 5).Факт того, что данные участки принадлежат ООО «Авест» также подтверждается положительным заключением государственной экспертизы № 50-1-4-1743-12 (стр. 2), проведенной относительно планируемых ООО «Авест» работ, связанных с реконструкцией реки Липка в мкр. Опалиха г. Красногорска (далее – экспертиза 2);

2) три земельных участка общей площадью 3,586 га – для размещения зоны отдыха;

3) проектируемые водные поверхности площадью 1,59 га.

Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области администрации Красногорского муниципального района № 3-26/390 от 25.04.2011 г., вышеуказанные земельные участки общей площадью 14,154 га расположены во 2 поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Также в данном письме указывается, что этот земельный участок разделен с севера на юг р. Липкой. При этом участок № 1 расположен в прибрежной защитной полосе, частично в водоохранной зоне реки, участки № 2 и № 3 входят в прибрежную защитную полосу и водоохранную зону, участки № 4 и № 5 частично находятся в водоохранной зоне реки. Вышесказанное также подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 18/29 от 01.02.2011 г., а также письмом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу № 13-25/2503 от 02.03.2011 г.

Полагаю, что предоставление в пользование ООО «Авест» земельных участков и водных объектов является недействительными сделками, поскольку они не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы истца, посягают на права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, и, как следствие, являются ничтожными сделками в соответствии со статьей 168 ГК РФ.

Ст. 166 ГК РФ предусматривает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Пунктом 2 ст. 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

 

Полагаем, сделки по приобретению ООО «Авест» участков 1 – 5, а также получение разрешения на строительство № RU50505102-442 незаконными по следующим основаниям.

 

1)Согласно п. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются.

Согласно п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

В силу п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Подпунктами3 и 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлены ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты или находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.Согласно п. 1 ст. 6 ВК РФ,поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.26256-10 и решениями о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.015-Р-РББВ-С-2015-02218/00 от 23.01.2015 г. № 50-09.01.01.015-Р-РЛБВ-С-2015-02219/00 от 23.01.2015 г., участок р. Липка на планируемом месте строительства находится на территории 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы.

Поскольку земельные участки 1 – 5находятся во втором поясе ЗСО, а также пределах береговой полосы р. Липки (которая непосредственно находится на территории вышеуказанным участков),данные участки являются ограниченными в обороте в силу пп. 3 и 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ,земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Следовательно, у ООО «Авест» отсутствовали предусмотренные законом основания для приобретения вышеуказанных участков в собственность.

Как указано в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25, сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

Из вышесказанного следует, что сделки, связанные с передачей данных участков в собственность ООО «Авест» являются совершенными с нарушением норм закона и, как следствие, в соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ, являются ничтожными.

Подобная правовая позиция также подтверждается судебной практикой.

Так, апелляционным определением Московского областного суда от 15.01.2014 по делу № 33-28680/2013 иск о признании постановлений незаконными и обязании их отменить, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка удовлетворен правомерно, так как спорный земельный участок неправомерно предоставлен в частную собственность ответчика, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водохранилища.

Кассационным определением Краснодарского краевого суда от 17.01.2012 по делу N 33-645/2012 суд удовлетворил заявление прокурора о признании незаконными постановлений главы администрации муниципального образования о формировании, утверждении границ и размеров спорных земельных участков, поскольку, в нарушение п. 6, 8 ст. 6 ВК РФ обществу сформирован и предоставлен в аренду земельный участок, часть которого является береговой линией моря.

2)Проектной документацией по застройке предполагается производить капитальную застройку, в том числе и в зоне санитарной охраны источника водоснабжения, а также непосредственно на месте протекания реки Липка, что является прямым нарушением законодательства.

П. 1.2.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 установлено, что территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению).

При этом п. 4.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 установлен запрет на размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм. Поскольку планируемые строительные работы планируется производить в пределах 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения, несмотря на прямой законодательный запрет на осуществление подобной деятельности, данное обстоятельство является основанием для признания незаконной выдачи ООО «Авест» разрешения на строительство № RU50505102-442 от 25.03.2014 г.

3)На стр. 10 экспертизы 2указано, что в связи с гидрогеологической обстановкой на территории строительства общей площадью 15,9 га, проектной документацией предусматривается инженерная подготовка на участке, включающая засыпку территории привозным грунтом на высоту до 5 м – на отм. 172,0 м, что выше уровня максимального паводка - 171,3 м. Общий объем отсыпки – 257 074 м3. Для отсыпки используется суглинок тугопластичной консистенции с послойным уплотнением (К упл. = 0,93 – 0,95). Уплотнение торфа составит от 30 до 60%.

Федеральным законом № 246 от 19.07.2011 "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"установлено, что искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода в эксплуатацию также земельным участком.

Проектная документация относительно планируемых строительных работ свидетельствует о том, что фактически русло реки Липка будет перенесено в другое место с засыпкой ее первоначального местоположения.

Так, в пункте 8.1 решения о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.015-Р-РББВ-С-2015-02218/00 от 23.01.2015 г. указано, что русло реки запроектировано у западной границы участка территории застройки. При этом при устройстве русла реки планируется осуществлять выемку грунта в объеме 20 450 м3.

Согласно п. 2.2 решения о предоставлении водного объекта в пользование № 50-09.01.01.015-Р-РББВ-С-2015-02218/00 от 23.01.2015 г., вид водопользования водного объекта (его части) указан как водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В силу пп. 2 п. 6 ст. 60 ВК РФ запрещается осуществлять забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект. Фактически претворение запланированных строительных работ в жизнь будет означать уничтожение одного водного объекта и создание нового, поскольку Водным кодексом и федеральным законодательством не предусмотрено такого вида водопользования как «перенос водного объекта».

Поскольку данные мероприятия планируется реализовать в рамках осуществления строительных работ и указания на это присутствуют в проектной документации по строительству (в частности – на стр. 3 экспертизы 1 указано, что русло подлежит реконструкции, а также присутствует ссылка на согласованную экспертизу 2, в которой процесс «реконструкции» описан детально), полагаем, что данное обстоятельство также свидетельствует о незаконности планируемых работ, а, как следствие – о незаконности предоставления ООО «Авест» разрешения на строительство в рамках реализации таких мероприятий.

4)В соответствии с п. 1-2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В связи с производством строительных работ и работ, связанных с изменением дна и берегов р. Липка, ООО «Авест» уже ограничивает доступ граждан к р. Липка – на месте планируемого заключения русла реки в коллектор установлен забор, стоит строительная техника, что делает невозможным доступ к реке.

Данная правовая позиция также подтверждается примерами из судебной практики:

Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 18.05.2011 по делу N 33-1686

Как установлено судом, обществом на арендуемом земельном участке установлено ограждение, препятствующее свободному доступу к водному объекту. Верховный суд республики согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что указанные действия противоречат п. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ. Кроме того, береговая полоса является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а, следовательно, требовать от других освобождения береговой полосы. Таким образом, суд удовлетворил исковые требования прокурора о понуждении к совершению действий по устранению препятствий для беспрепятственного доступа граждан к береговой полосе водного объекта.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 18.12.2012 по делу N 33-3724/2012

Удовлетворяя заявление истца, суд обязал ответчика обеспечить доступ к береговой полосе озера в районе используемого ответчиком земельного участка путем демонтажа возведенного ответчиком забора, который непосредственно расположен в 20-метровой береговой полосе указанного озера. Как указал суд, согласно ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования. Представленные суду доказательства факта ограничения ответчиком доступа граждан на двадцатиметровую береговую полосу озера, являющегося водным объектом общего пользования, путем установки ограждения на арендуемом земельном участке, ответчиком не опровергнуты. При таких обстоятельствах требования истца удовлетворены.

5)Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. П. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с СП 2.1.4.2625-10, р. Липка входит в состав питьевых водоисточников г. Москвы, Красногорского района.Реализация запланированных строительных работ приведет к уничтожению водного объекта, который является источником питьевого и хозяйственного водоснабжения, и, поскольку истцы проживают в Москве и Красногорском районе,а, соответственно, потребляют питьевую воду, которая берется из питьевых водоисточников г. Москвы, следовательно, планируемые мероприятия, связанные со строительством, напрямую затрагивают права заявителей.Согласно заключению Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова от 25.12.2014 г., заболоченная пойма реки, так же, как и водная растительность, являются залогом природных процессов самоочищения воды.  Очевидно, что создание нового водного объекта не позволит реализовать аналогичную экологическую обстановку ввиду значительной продолжительности необходимых для этого процессов.

Кроме того, права заявителей нарушены планируемым проектной документацией сбросом дренажных вод в р. Липка, который прямо запрещен законом (в частности пп. 1 п. 3 ст. 44 ВК РФ сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается). Также, согласно определению Верховного Суда РФ № АПЛ14-393 от 25.09.2014 г., ст. 37 ВК РФ, закрепляя цели водопользования, к которым относится и сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования.

Также права заявителей нарушены ввиду того, они являются владельцами домов и участков в непосредственной близости от реки, которая для них является также местом отдыха, т.е. территорией, пригодной для рекреации. Уже сейчас доступ к реке на протяжении почти 1 км - перекрыт. Осуществление строительных работ по заключению реки в коллектор, засыпки каскада ее прудов неизбежно повлечет загрязнение воды, а также уничтожение растений и гибель животных, обитающих в районе предоставленного ООО «Авест» в пользовании участка р. Липка, что также нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду.

Значительный вред также будет причинен и окружающей среде, поскольку фактически будет уничтожен водный объект, находящийся во втором поясе санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а деревья и кустарники, находящиеся в месте проведения строительных работ, будут вырублены.

Из вышеизложенного следует:

1) Земельные участки № 1 – 5 были приобретены ООО «Авест» с нарушением закона;

2) Планируемые строительные и водохозяйственные мероприятия существенно нарушают требования закона;

3) ООО «Авест» неправомерно ограничивает доступ к реке Липка;

4) Реализация строительных мероприятий ООО «Авест» нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 30 ГПК РФ, иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

В силу ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).Процессуальное соучастие при этом допускается, если:

1) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков;

2) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание.

 

Возможность предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим закреплена в п. 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

 

Так, на основании вышеизложенного и в соответствии сост.ст. 10, 27, 37, ЗК РФ, ст. 168 ГК РФ, ст. ст. 6, 8, 44, 60, 65 ВК РФ, ст. ст. 30, 40, 131, 132 ГПК РФ,

П Р О С И М:

1) Признать отсутствующим правособственности ООО «Авест» на следующие земельные участки:

- земельный участок площадью 93 280 м2 с кадастровым номером 50:11:0000000:62;

- земельный участок площадью 17 110 м2 с кадастровым номером 50:11:0040109:262;

- земельный участок площадью 12 990 м2 с кадастровым номером 50:11:0040109:263;

- земельный участок площадью 9 080 м2 с кадастровым номером 50:11:0030309:165;

- земельный участок площадью 9 080 м2 с кадастровым номером 50:11:0030309:166;

2) Признать незаконными строительные и водохозяйственные работы, производимые ООО «Авест»на вышеуказанных земельных участках;

3) Обязать ООО «Авест» обеспечить беспрепятственный и бесплатный доступ к береговой полосе общего пользования водного объекта реки Липка для неограниченного круга лиц.                                                            

Приложения:

1.      Копия искового заявления для ответчика;

2.      Документ об уплате госпошлины;

3.      Разрешение на строительство № RU50505102-442 от 25.03.2014 г. (копия);

4.      Решение № 50-09.01.01.015-Р-РББВ-С-2015-02218/00 от 23.01.2015 г. о предоставлении водного объекта в пользование (копия);

5.      Решение № 50-09.01.01.015-Р-РЛБВ-С-2015-02219/00 от 23.01.2015 г. о предоставлении водного объекта в пользование (копия);

6.      Положительное заключение государственной экспертизы № 50-1-4-0085-14 от 03.02.2014 г. (копия);

7.      Положительное заключение государственной экспертизы № 50-1-4-1743-12 от 19.11.2012 г. (копия);

8.      Письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области администрации Красногорского муниципального района № 3-26/390 от 25.04.2011 г. (копия);

9.      Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 18/29 от 01.02.2011 г. (копия);

10.  Письмо Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу № 13-25/2503 от 02.03.2011 г. (копия);

11.  Копии свидетельств о праве собственности заявителей на земельные участки в районе проведения строительных работ (для подтверждения того, что заявители являются собственниками домов и участков и, соответственно, что их права нарушены) (копия).

     12.Заключение Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова от 25.12.2014 г.